РЕБЁНОК ИДЁТ В ШКОЛУ

Подготовила: учитель-логопед МДОУ д/с № 33 «Аленушка»

Пугачева Н.Ю.

Школа – это шаг в будущее. И хотя многие дети приходят в школу после детского сада и уже знают, как вести себя в коллективе, у них есть представления о занятиях, эта перемена всего образа жизни – стресс. Да и для родителей сплошные проблемы. Ту ли выбрали школу? Кто будет отводить ребенка на занятия и забирать? А может быть , лучше « школа полного дня» или проверенная «продленка»? Да и вообще, сможет ли он приспособиться к школьной жизни? А задания на дом? А учительница? Какой она будет – мягкой, спокойной или строгой, требовательной?

Тревожность и растерянность испытывают на протяжении всего первого школьного года и сами первоклассники, и их близкие. Это влечет за собой постоянную напряженность, приводит к замедлению процесса адаптации, вызывает трудности в усвоении учебного материала. Нередко это сказывается и на физическом состоянии ребенка: снижается иммунитет – он часто болеет, что тоже мешает адаптации. А ведь этих неприятностей можно было избежать, Как и в любом другом деле, лучше предупредить появление проблемы, чем потом с большим трудом ее преодолевать. И начинать эту работу лучше задолго до первого класса – в 5-5,5 лет, в старшей и подготовительной к школе группах детского сада.

Готовность к школе не определяется, вопреки мнению многих родителей, объемом имеющихся у ребенка знаний и количеством занятий в различных подготовительных классах и группах развития при школах, гимназиях, домах культуры и образовательных центрах. Гораздо важнее психологическая готовность к школе, сформированность тех психологических качеств, которые позволяют перейти к школьному обучению. Без этого малыш учиться в школе не сможет.Ему придется срочно «психологически дозревать» уже в процессе обучения, что приведет к выраженным стрессам и нервным срывам и у него, и у его родителей, скажется на развитии личности ребенка в целом.

Дополнительные занятия, доступность огромного количества обучающих материалов и пособий приводят к тому, что большинство детей приходят записываться в первый класс с «интеллектуальным багажом» гораздо большим, чем требуется для того, чтобы пройти собеседование (хотя по закону ребенка должны принять в школу без всяких проверок) и стать учениками. Однако вскоре в школе все же начинаются проблемы.

Дело в том, что умение читать, считать в пределах десятка, знание своего адреса, дня рождения и имен родителей, а также многое другое, что проверяют при поступлении в школу, - все это не избавит ребенка от тревоги, растерянности, стрессов, не поможет ему научиться общаться с окружающими, сидеть и внимательно слушать учителя 40 минут подряд. Даже если он способен изобразить письменные буквы, хорошо читает и считает до ста, даже если у него есть начальные знания иностранного языка и он обладает широким кругозором, умеет решать логические задачи, - и это не обеспечит ему принятия сверстниками, их симпатию и дружелюбие, не избавит от страха перед строгими учителями, не поможет почувствовать и сохранить интерес к учебе в школе. Все это только характеризует его интеллектуальное развитие и хорошую память, что само по себе прекрасно и, конечно, поможет ему в обучении, но этого недостаточно.

Комплексная готовность к школе предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также требует определенного уровня физической зрелости ребенка. И если родители могут с помощью педагогов и многочисленных дидактических материалов «по подготовке к школе» осуществить своеобразное интеллектуальное «натаскивание» ребенка, то в области эмоционального, личностного, социального и физического развития подобное кратковременное и интенсивное воздействие невозможно.

В результате в школу приходят дети, умеющие считать и писать, способные усвоить учебный материал, но не готовые к самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в социальных ролях, в отношениях между людьми, смутно представляют себе, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение, Такие дети называют учительницу на «ты», на уроке перебивают ее и сверстников, смеются – это воспринимается как грубое нарушение дисциплины. Другие, одинаково боясь и учителей, и детей, зажимаются и не могут вымолвить ни слова.

Им трудно найти в школе свое место, понять, что можно, а что нельзя делать, включиться в учебный процесс. Очень часто у детей к 6,5 – 7 годам не сформирована учебно-познавательная мотивация: обучение, усвоение нового обычно (у 90% первоклассников) не является значимой целью при поступлении в школу. Гораздо больший интерес для них представляет возможность завести друзей, купить красивые школьные принадлежности, не спать днем, гулять, когда многие дети еще в садике, и вообще, пользоваться привилегиями своего нового социального статуса. Детям в школе нравятся самые разнообразные вещи: красивые занавески, цветы, вкусные булочки на завтрак, «перемены, где бегают», «тетрадочка с котеночком на обложке», им льстит, что они «взрослые почти», «сами ходят в школу». Эти данные ежегодного опроса первоклассников свидетельствуют о том, что дети этого возраста психологически еще являются дошкольниками, они не воспринимают школу так, как ожидают от них взрослые.

А ведь родители, учителя, родственники и знакомые с 1 сентября, а кто и раньше, с момента записи в школу, видя теперь в ребенке школьника, начинают предъявлять ему соответствующие требования, хотят, чтобы он оправдал их ожидания. Вот и одергивают: «Ты уже школьник, что ты носишься и кричишь? Пора бы повзрослеть! Ну что же ты? Ведь уже в школу ходишь!» Нередко у детей отбирают игрушки (в том числе и любимые), смеются над привязанностью к привычным детским «дошкольным» книгам-сказкам, стихам. А малышу трудно просыпаться утром по звонку будильника, сложно держать в голове многочисленные новые обязанности, ему больше нравится рисовать, чем писать буквы. В результате формируется устойчивое ощущение того, что он плохой, что он не может, не хочет, не справится, возникает и закрепляется неадекватно заниженная самооценка. И ребенок, который с радостью был готов выполнять новые задания, решать задачки, учиться всему, чему учат в школе, теперь опасается сделать даже то, что прекрасно умел раньше: вдруг не получится? Вдруг опять все будут недовольны? А уж если речь идет о чем-то новом – страх еще более возрастает. Плюс стресс перехода в школу, плюс разочарование родителей, которые были уверены, что уж их ребенок, безусловно, будет отличником…Неуверенность в себе в начале первого класса может лечь в основу эмоционального дискомфорта, на фоне которого пройдут все школьные годы.

Ребенок не перестает быть ребенком от того факта, что его записали в школу, Он только начинает становиться школьником, а не превращается в него мгновенно. Это сложный и весьма продолжительный процесс. Если ребенок не умеет слушать учителя, не может сосредоточиться на задании, боится незнакомых взрослых и детей, не понимает причин их поведения, неправильно трактует их поступки и слова – он не готов к школе, даже если умеет читать, писать и знает несколько иностранных слов.

Если у ребенка не сформирована произвольность поведения, он не умеет сам справиться со своими желаниями, плохо ориентируется в понятиях «нельзя», «нужно,если…» , «надо», «можно ,если» и т.п., то ему будет очень трудно в школе.

Если он часто болеет, быстро устает, плохо спит и ест, мало гуляет – он может не справиться с школьными нагрузками, которые его ожидают уже в первом классе( особенно в школах и гимназиях, работающих по программам повышенной сложности).

Но даже хорошо подготовленные дети нуждаются в помощи родителей. И эта помощь заключается не только в том, чтобы вместе готовить уроки, но и в том, чтобы сохранить привычный, доступный, удобный и радостный мир детства и тем самым облегчить, смягчить трудности перехода к новой жизни. Резкая ломка привычного образа жизни – сильный стресс даже для взрослого. Поэтому обеспечьте ребенку, хотя бы дома, понимание, доброту, участие, любовь.

Первоклассник продолжает быть ребенком, каким он был до школы И, даже научившись читать, он предпочитает слушать любимые сказки перед сном в исполнении мамы. Детство не закончилось, просто оно перешло в новую фазу.

Распространенная ошибка многих родителей – утрированное, сверхвнимательное отношение к первым школьным успехам или неуспехам первоклассники. Резкую смену системы ценностей у родителей (внимание к ребенку сменяется вниманием к написанию букв, цифр, скорости чтения, замечаниям учителя и т.д.) ребенок часто воспринимает как потерю любви и доверия, чувствуя беспомощность и покинутость. Это может привести к понижению эмоционального фона, вызвать чувство ненужности, способствовать росту тревожных переживаний и ощущению вины, к стойким личностным изменениям в целом.

У более сильных, активных детей преобладают иные проявления: растет упрямство, негативизм, они не хотят делать уроки и даже говорить о них, привлекают внимание к себе плохими поступками, действуют назло, становятся агрессивными. Быстро формируется неблагоприятная позиция в классе, среди сверстников, чье расположение они могут завоевать и не вполне адекватными, с точки зрения взрослых средствами. Не следует забывать, что в школе учителя в первую очередь оценивают учебные умения ребенка, скорость и качество усвоения учебного материала и поведения на уроке. На основании этого характеризуется ученик, определяется его роль и положение в классе. И изменить это впоследствии очень сложно. Поэтому важна разносторонняя подготовленность к школе.

ИТАК, ПРОВЕРЬТЕ, УМЕЕТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК:

заниматься одним делом ( не только интересным) в течение 20-30 минут; понимать и выполнять простейшие задания, которые дает взрослый (например, нарисовать мужчину, а не просто человека; робота, принцессу и т.д.); действовать точно точно по образцу (нарисовать картинку по образцу); действовать в заданном темпе, без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клетку под диктовку взрослого: «кружок-квадрат-кружок-квадрат», а потом – без подсказки, но с той же скоростью);

Хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, не путать «над», «под», «вверх», «вниз», «направо», «налево» (например, рисовать узор по клеточкам, следуя инструкции взрослого); Запоминать короткие стишки (чем больше, тем лучше); Ориентироваться в понятиях «больше-меньше», «раньше-позже», «сначала – потом», «одинаковое – разное».

Важно также проверить, не стесняется ли ваш ребенок посторонних ( как взрослых, так и детей), способен ли контактировать с ними, В состоянии ли он соблюдать правила в игре, следить за соблюдением правил другими участниками.

И если ребенок все это умеет, да еще знает буквы и свободно считает в пределах десятка, многие трудности его минуют, В более выгодном положении обычно оказываются дети, ходившие в детский сад или посещавшие подготовительные классы в школе.

Если ребенок идет в школу до 6,5 лет, он может столкнуться с проблемами, связанными с незрелостью нервной системы. В этом случае нужно очень осторожно подходить к выбору школы или гимназии с программами повышенной сложности: они могут оказаться непосильными для ребенка. Возможно, через год этих проблем уже не будет. Если же еще психологически неготового малыша все-таки отдали в школу, нужно обеспечить ему щадящий режим, малочисленный класс, индивидуальный подход к организации занятий, полноценный отдых в школе и дома.

А сейчас пока еще есть время. Пусть ребенок больше общается с детьми, играет в игры с правилами, пусть больше рисует, конструирует из любых материалов, складывает мозаики, пазлы, играет в кубики (купите кубики с буквами). Приобретите дидактические тетради, но не заставляйте ребенка заниматься по ним, как на уроке: лучше выполняйте задания вместе.

А главное – поддержите в будущем первокласснике уверенность в себе, обеспечьте необходимый ему «эмоциональный комфорт». Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними во много раз легче.

Контакты

Адрес: Московская область, г.о. Подольск, улица Правды, дом 4-а
Тел: 8 (4967) 54-12-22
E-mail: dsalenyshka33@mail.ru